Вагонка деревянная (евровагонка)

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ

Осина – лиственная порода дерева, плотность которой составляет примерно 490 кг/м3. Она легко заменяет хвойные породы деревьев – имеет отличные характеристики и невысокую себестоимость, за счет чего обрела высокую популярность при выборе отделочного материала.

Структура дерева проявляется невыразительно, слабо и не обладает выраженным и ярким запахом.Древесина мягкая, однородная и по прочности очень близка к свойствам липы.

Осина умеренно усыхает, мало растрескивается, поддается гнутью и различным видам обработки, хорошо раскалывается и достаточно легко полируется и окрашивается.

Благодаря низкой теплопроводности осины, вы не обожжетесь о стену, даже если в парной будет очень высокая температура.

Древесина легкая, имеет приятный белый цвет, структура волокна тонкая. И, самое главное, она достаточно термо- и влагоустойчива.

Осина имеет мало сучков, поэтому ее легко обрабатывать, к тому же она не трескается и долго сохраняет эстетичный вид.

Правильно обработанные изделия из осины становятся очень прочными и устойчивыми к гниению. Единственный недостаток дерева – это гнилостность сердцевины, которая появляется у него в довольно зрелом возрасте, поэтому обычно используют 35-40-летние стволы.

Так же осина обладает хорошими антибактериальными свойствами, антигельминтным и противокашлевым действием, что прекрасно подходит для бань и саун. Наблюдается улучшение состояния здоровья в случае ревматизма, дизентерии, бронхита и воспаления легких, при использовании вагонки из осины в качестве отделочного материала.

По поводу качества

Производство вагонки в современном мире регламентируется двумя стандартами: либо российским ГОСТом (числится в списке под номером 8242-88), либо немецким стандартом DIN 68-126/86. Как ни печально это признавать, последний предъявляет к продукции заметно более высокие требования, так что у потребителей вызывает больше доверия.

Расшифровка маркировки по ГОСТу достаточно проста. Возьмем надпись О-3-13x120x4000-ГОСТ 8242-88. Она гласит, что перед вами обшивочный материал марки О-3, чья толщина равняется 13 мм, ширина деревянной доски – 12 см, а длина ламели – 4 метра. Качество же соответствует стандартам для этого сорта. Некоторые производители могут в конце указывать количество элементов в упаковке.

Евровагонка маркируется несколько иначе: C 12,5x96x2000 мм. Первая буква обозначает сорт материала, дальше идет толщина, рабочая ширина и длина ламели.

В последнее время и традиционную вагонку стали сортировать по примеру евровагонки. Выделяют четыре основных класса.

  • Премиум, экстра или высший сорт. Доски смело могут считаться идеальными, на них отсутствуют даже мельчайшие дефекты. Такая вагонка годится для любой отделки, выглядит безукоризненно и служит максимально длительное время. По маркировке ГОСТа сорту премиум соответствует обшивочный материал О-1.
  • Первый сорт или категория А. В ламелях могут наличествовать незначительные дефекты в крайне малом количестве. Подходит практически для любых отделочных работ; не рекомендуется применять только во влажных помещениях.
  • Класс В имеет уже массовые дефекты, которые при этом в общем объеме не должны превышать 10 процентов. Используется преимущественно для отделки второстепенных помещений.
  • Категория С уже честно может быть названа бросовой. Ею обшивают исключительно подсобные территории вроде кладовых комнат или служебных переходов.

Первый сорт

В любом из сортов видов вагонки огромное множество, поскольку изготавливаются доски из разной древесины. Исключением может считаться лишь категория С, на которую идут только самые дешевые породы дерева (чаще всего хвойные).

№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала. Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии

Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

  • экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
  • класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
  • класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
  • класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.

Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.

Стандарты на профилированные облицовочные панели

Типовые размеры облицовочных панелей нормируются отечественными ГОСТами и европейскими стандартами. При этом размеры деревянной или пластиковой вагонки различаются, как и технические требования к ним.

Нормы для деревянных изделий

Отечественные и зарубежные производители придерживаются таких стандартов при производстве облицовочных пиломатериалов из дерева:

  • российские – ГОСТ 8242–88 (описывает любые профилированные изделия из древесины, используемые в строительстве, подробнее данные можно посмотреть здесь) и ГОСТ 8486–86 (пиломатериалы хвойных пород древесины);
  • Евросоюза – DIN 68126/86 (детальная информация представлена здесь)

Оба типа стандартов описывают требования к качеству древесины и ее обработки, допустимые отклонения размеров, прочность материала и клеевых соединений (если они присутствуют). Нормируется также допустимая влажность пиломатериалов: для изделий, используемых в помещении она составляет 8…12%, для наружных работ – 8…15%. Допустимая влажность 20% приемлема только по согласованию производителя и продавца, при этом покупателей обязаны осведомить о измененных условиях хранения.

Нормирующие требования для МДФ панелей

В РФ не приняты государственные стандарты на производство МДФ-панелей. Поэтому ширина и толщина вагонки, а также условия ее производства разнятся у разных выпускающих предприятий. Нормируются только материалы, на основе которых создаются стеновые панели МДФ:

  • щепа технологическая согласно ГОСТ 15815-83;
  • смола КФ-МТ-15 (карбамидоформальдегидная) по ТУ 6-05-211-1435-87.

Чтобы избежать покупки некачественного материала, необходимо проверить маркировку на упаковке. Важные параметры:

  • данные о производителе, технических условиях производства;
  • область применения плит;
  • их размеры;
  • степень эмиссии формальдегида.

Последний показатель Е1 показывает, сколько миллиграмм вредного вещества выделяют 100 грамм сухой массы материала. Для Евросоюза приемлемым считается Е1 = 8, для РФ Е1 = 10.

Стандарты для ПВХ-панелей

Производство полимерных изделий для внутренней облицовки и других работ внутри помещения нормируется ГОСТ 19111-2001. При этом наиболее значимыми параметрами, которые учитывает стандарт для пластиковой вагонки, являются:

  1. абсолютная деформация при вдавливании – 0,2…1,0 мм;
  2. изменение линейных размеров – не более 2%;
  3. стойкость к удару при температуре +23…-2 градуса Цельсия – не допускается разрушение более 10% образцов;
  4. сохранение цвета и вида поверхности при отсутствии прямых солнечных лучей не менее 3 лет (в зависимости от класса изделий, при наличии УФ-защитной пленки или покрытия срок эксплуатации с сохранением внешнего вида увеличивается в 2….2,5 раза).

Размеры облицовочных панелей не нормируются, контролируется только толщина и количество ребер жесткости внутри планки – они должны выполнение пункта 3.

Основные параметры вагонки

Основными параметрами вагонки являются длина, ширина и толщина. Данные показатели выступают ориентирами при расчете количества единиц такой продукции. Согласно ГОСТ деревянная доска может иметь ширину до 150 мм, тогда как максимальная длина может достигать 6 м. При этом толщина изделия может составлять 12-25 мм. Если толщина материала составляет более 25 мм, то он уже называется «колхозницей». Такие панели имеют более короткий шпунт, но больше они ничем не отличаются от аналогичных досок и укладываются по тому же принципу.

Чертеж вагонки блок-хаус.

Размеры вагонки европейского образца фиксируются четко: ширина — 80, 100, 110 и 120 мм, толщина — 13, 16 и 19 мм. Длина колеблется от 50 до 600 см. Для потребителя точная фиксация параметров является весьма удобной, так как в случае ремонта или замены отдельного элемента не составит труда найти нужный размер.

Вагонка МДФ может имитировать многие породы древесины и выпускается с разными параметрами длины, ширины и толщины. В каждой упаковке есть инструкция по монтажу, в которой предоставлено геометрическое описание данного материала. В таблице представлены основные торговые марки вагонки и ее размеры.

Производитель Длина, см Ширина, мм Толщина, мм
Kronospan 260 200 14
260 325 9
260 153 8
260 200 7
260 153 7
NDM 130 198 6
260 198 6
Союз 260 238 7

Пластиковая вагонка классифицируется на обшивочную доску для внутренних работ и на доску для внешнего использования. Последняя отличается несколько большей толщиной, потому что внешняя облицовка в процессе эксплуатации подвергается большим нагрузкам.

Размеры шовной пластиковой вагонки одинаковы: ширина — 10 см, а длина — 600 см. Для внутренней обшивки применяется материал толщиной 5 и 8 мм, а для внешней — 10 мм. Стандартные размеры бесшовных панелей могут несколько отличаться: ширина — 20, 25 и 30 см, а длина все та же — 600 см.

Стоимость вагонки колхозница

Вагонка Крестьянка реализуется оптом и в розницу на строительных рынках, магазинах промышленных товаров. Развитие телекоммуникационных технологий позволяет приобрести строительный материал на различных электронных площадках.

Стоимость деревянных изделий зависит от вида, сорта используемой древесины.

Среднерыночная стоимость вагонки Колхозница из сосны приведена в таблице:

Сорт  

Размеры, мм

Количество штук в упаковке Площадь покрытия одной доской, м2 Площадь покрытия одной упаковкой, м2 Цена за 1м2, руб. Цена за 1 упаковку, руб.
А, В 16х96х2700 10 0,2592 2,592 300 777
А, В 16х96х3000 8 0,288 2,3 300 690
А, В 16х96х6000 8 0,576 4,6 300 1380
А, В 12,5х96х6000 10 0,576 5,76 240 1382

Виды

По назначению, форме, сечению, рельефу, способам сборки вагонки могут быть различных вариантов, которые уже применяются много лет в строительной практике. Также встречаются новые формы, которые предлагают дизайнеры и разработчики строительных и отделочных материалов. Разнообразные породы дерева используются по-разному.

Лиственница – самый прочный древесный материал, который занимает верхние строчки по популярности среди тех, кто живет в отделанных деревом домах.

На участках у загородных домов обшивкой из лиственницы отделаны стены домов, подъезды, беседки, веранды. Крыльцо из лиственницы может украсить дом любого формата. По экологичности эта порода дерева не вызывает никаких сомнений. При обшивке материалом наружных поверхностей привлекательность дома только увеличивается. Причем внешние и прочностные характеристики облицовки из лиственницы сохраняются многие годы.

Прекрасный отделочный материал – ольха. Как и липа, она обладает лечебными свойствами, прекрасно шлифуется, сохраняет внешние характеристики долгие годы. Дерево не боится влаги, при соприкосновении дает ощущения теплоты, поэтому сидеть на ольховой отделке в бане будет очень приятно.

Обшивка стен создает обстановку уюта и комфорта. Каждая порода дерева, применяемая для производства досок-вагонок, обладает своими особенностями. Красивая отделка доской-вагонкой дома и внутри, и снаружи придает жилью неповторимый дизайн.

Сорта вагонки осиновой

Вагонка осиновая делится на четыре сорта, что и определяет ее стоимость.

  1. Экстра. Материал этого вида имеет совершенно гладкую поверхность без повреждений, сучков и трещин. Он изготавливается из бессучковых деревьев, однако они редки, поэтому и цена пиломатериала класса экстра достаточно высока.
  2. Сорт А означает, что материал имеет небольшое количество сучков и некоторые шероховатости. Однако такой материал не меняет отличных эксплуатационных свойств и отлично подойдет для различных внешних и внутренних работ. Стоит вагонка осиновая сорта А на порядок ниже, чем Экстра.
  3. Сорт В. Древесина, из которой изготавливается материал этого вида, ниже качеством: допускается наличие невыпадающих сучков, зазубрин, небольших трещин.
  4. Сорт С, самый низкий. Вагонка осиновая этого вида может иметь не только трещины и зазубрины, но и следы гниения. Несмотря на дешевизну, для отделки материал сорта С лучше не применять, он подходит для постройки подручных приспособлений.

Описание вагонки колхозница

Вагонка Колхозница имеет прямолинейное очертание элементов профиля. В основании шипа предусмотрена прямая фаска с небольшим уклоном. При соединении панелей швы между ними имеют минимальную ширину.

Основным отличием «Колхозницы» от панелей других типов является укороченная длина шипа. Уменьшение длины гребня в несколько раз увеличивает прочность соединения панелей между собой. Вагонка колхозница представлена на фото.

Высокая прочность замкового соединения дает возможность увеличить вес изделий. Толщина доски может достигать 22 миллиметров. Увеличенная прочность соединения позволяет использовать для изготовления досок породы с плотной древесиной.

Отсутствие криволинейных элементов позволяет упростить монтаж панелей. Обшитая поверхность придает отделке целостную картину. Рисунок дерева, при тщательной подгонке панелей, равномерно распределяется по всей поверхности.

Особенности

Строительный рынок находится в состоянии непрерывного развития, предложения по выбору отделочных материалов представлены в самом широком ассортименте. Постоянная модернизация технологий производства способствует улучшению характеристик продукции. Можно выделить два основных направления: натуральные и искусственные покрытия.

Тонкие доски одинакового размера с креплением «шип-паз» идеально подошли для обшивки вагонов. Со временем поразительная практичность сделала их необычайно востребованными. Сделанная из различных сортов древесины (как лиственных, так и хвойных пород), вагонка является экологически чистым продуктом, идеально подходит для проведения внутренних и наружных работ. Отличается естественной красотой и в то же время реализуется по доступной цене!

№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?

На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:

  • размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
  • замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
  • наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
  • влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
  • внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
  • евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.

Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.

№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?

На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:

  • размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
  • замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
  • наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
  • влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
  • внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
  • евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.

Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.

Обшивка потолка

Первую панель устанавливают с зазором от 0,5 до 1,5 сантиметров от стены. Для предварительной фиксации используют прижимные стойки заводского изготовления. Такие приспособления могут регулироваться по высоте. В противном случае используют стойки собственного изготовления.

Установленную панель фиксируют с одного конца саморезом или скобой. Затем руками сдвигают панель до проектного положения. Для проверки положения панели используют рулетку или шнуровую линию. При необходимости используют добойник.

Окаменевшая сосновая смола называется янтарем. Из минерала производят ювелирные изделия и драгоценные сувениры.

Следующие панели укладывают параллельно первой вагонке. Каждую доску плотно соединяют с предыдущей панелью. Панели со значительной кривизной монтируют с помощью добойника или струбцины.

Отличие вагонки от евровагонки

Имеются некоторые отличия данных двух материалов для отделки.

  • Евровагонка имеет невысокий уровень влажности. Всего 12%, а для обычной вагонки приемлемо значение от 15 до 20%.
  • Евровагонка характеризуется строгим соответствием стандартам качества.
  • Лицевая поверхность евровагонки идеально гладкая.
  • Чтобы упаковать евровагонку, используется полиэтиленовая пленка.
  • В евровагонке сосредоточено большое количество каналов для вентиляции, через которые отводится образовавшийся конденсат. Эти же канавки позволяют убирать внутреннее напряжение.
  • У евровагонки паз имеет размер 9 мм, в то время как у обычной вагонки он составляет 5 мм.
  • Обычная вагонка характеризуется сложностью установки, для которой часто вызывают специалистов. Когда речь касается монтажа евровагонки, то здесь вполне можно справиться самостоятельно.

Форма

Форма вагонки непосредственно связана с ее видом. Большая часть материала имеет форму деревянного бруска (стандартная вагонка-панель). Аналогичную ровную, но более совершенную внешне поверхность можно получить, применяя евровагонку. Максимальную гладкость и безупречность оснований обеспечит монтаж так называемой вагонки-штиль. Указанные варианты (могут быть узкими и широкими) в большинстве случаев находят применение при внутренней отделке.

Круглая вагонка, имитирующая оцилиндрованное бревно, называется блок-хаус и применяется для наружных и внутренних работ. Стилизация под бревенчатую поверхность достигается благодаря полукруглой форме лицевой части ламели. Ширина «бревен» находится в пределах 90-190 мм и зависит от толщины материала.

Некоторые особенности

Сегодня пластиковая вагонка находит свое применение в самых разных отраслях строительства и отделочных работ. Зачастую ее люди используют для отделки именно внешних фасадов. В этом случае данный вариант намного предпочтительнее деревянного. Дерево со временем может разрушаться, изменять свой первоначальный вид, а вот пластику это не грозит.

Пластику не вредят погодные условия и его легко мыть.

Пластиковые панели, независимо от того, какие размеры она имеет, может использоваться снаружи здания без каких-либо ограничений. Пластик — это неприхотливый материал, на который не действует ни вода, ни ветер, ни микроорганизмы. К тому же ухаживать за ним намного проще, нежели за ее деревянным собратом.

Как уже говорилось ранее, пластиковая вагонка может иметь различные размеры. Листы выпускаются в нескольких вариантах. Все зависит от того, какого типа вагонка используется. Об этом и стоит поговорить более подробно.

№5. Какой профиль вагонки лучше?

Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:

  • традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
  • вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
  • штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
  • лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
  • вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
  • двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector